Пресс-релиз по итогам конференции СЦДР «Цирковое образование в начале ХХI века. Поиск новых решений».

Подводя итоги научно-практической Конференции «Цирковое образование в начале ХХI века. Поиск новых решений», проведённой Союзом цирковых деятелей России 2-3 апреля 2012 года комиссия по выработке резолюции конференции сделала следующие выводы:

Подготовка цирковых артистов в России не соответствует современным мировым стандартам и требованиям по следующим причинам:

А) Недостаточное финансирование учебных процессов (низкая оплата труда педагогов, тренеров, режиссеров-постановщиков, художников-постановщиков, невозможность приглашения ведущих мастеров цирка для проведения мастер-классов, открытых уроков т.д. и т.п.);

Б) Устаревшие учебные программы, основанные на технической стороне подготовки артистов с почти полным отсутствием учебных часов по развитию артистических и гуманитарных дисциплин;

В) Устаревшие методики преподавания цирковых дисциплин, вызванных отсутствием высоквалифицированных педагогов (в стране нет стройной системы их подготовки); Г) ГУЦЭИ не является членом Европейской Федерации профессиональных цирковых школ (ФЕДЕК), по сути не включен в мировую систему, объединяющую цирковые школы;

Д) Выпускники единственного циркового училища страны, завершая свою учебу, оказываются невостребованными основными работодателями циркового рынка России: «Росгосцирком», Большим Московским цирком, Цирком на Цветном бульваре и т.д.;

Е) Ни одно высшее заведение страны не готовит педагогов (даже в порядке переподготовки) для обучения цирковых артистов;

Ж) Ни одно учебное заведение страны не готовит специалистов по дрессуре животных, а так же артистов и дрессировщиков конных жанров;

З) Отсутствие Государственной системы циркового образования, альтернативной уже существующей сегодня в России (ГУЦЭИ);

2. В этой связи, с целью устранения кризисных явлений, сформировавшихся в цирковом образовании России, Союз цирковых Деятелей России считает необходимым предпринять следующие меры:

А) Довести информацию о сложившемся состоянии дел в цирковой образовательной системе до законодательных и исполнительных ветвей власти (Государственную думу РФ, Министерство культуры РФ, Общественную палату при Президенте РФ и т.д. с целью принятия комплексных мер по решению возникших проблем.

Изыскать возможности для уплаты вступительного взноса, необходимого при членстве ГУЦЭИ в ФЕДЕКе;

Б) Обратится в Министерство культуры РФ и Министерство образования и науки о создании Кафедры цирковой педагогики в рамках РУТИ (ГИТИС) по преподаванию актерского мастерства и т.д. и при Московском институте физкультуры (педагоги по акробатике, гимнастике и т.д.);

В) Создать при Московском театре - «Уголок дедушки Дурова» Мастерскую по подготовке дрессировщиков диких животных под руководством ведущих цирковых мастеров этого жанра. Мастерская должна функционировать, как курсы по повышению квалификации с 2-3-х летней системой очного - заочного обучения и освоением, кроме практических навыков, теоретических знаний по физиологии и психологии животных, основанных на дуровской системе дрессуры.

При Московском ипподроме или стационарном цирке, создать Мастерскую по подготовке артистов для номеров конных жанров;

Г) Разработать и начать работу по осуществлению широкой системы пропаганды циркового искусства России (совместно с музеем СЦДР), в первую очередь среди детских и подростковых групп населения страны.

Д) Привлечь к работе СЦДР (в качестве коллективных членов) любительские школы, кружки и иные цирковые объединения, для чего разработать положение о работе с ними и план работы на ближайшие годы (3-5 лет);

Е) Совместно с любительскими цирковыми объединениями организовать цирковую подготовку детей и подростков из неблагополучных семей, детских домов и интернатов.


3. Понимая, что при современном состоянии Государства и общества, воплощение
многих идей и творческих проектов зависит, в первую очередь, от гражданских
инициатив, СЦДР предлагает всем членам Циркового сообщества России
объединится для претворения в жизнь следующих проектов:

А) Создать Фонд поддержки цирковых обучающих программ в России,
существующий на пожертвования циркового сообщества, являющегося независимой
некоммерческой организацией;

Б) Организовать ежегодный фестиваль любительских цирковых школ России, с
возможностью поступления призеров без экзаменов в ГУЦЭИ (по типу
профильных Олимпиад по физике, химии и т.д.).

Г) Обобщить материалы конференции и в доступном виде разместить на доске
объявлений и сайте СЦДР.

Д) Организовать семинары по вопросам циркового образования, переподготовки
цирковых артистов и т.д. на базе СЦДР с использованием Интернет
,рессурсов.

Е) Привлечь широкие слои цирковой молодёжи в активную творческую работу
СЦДР, для чего при Правлении СЦДР создать Молодёжный Совет цирковых
деятелей (из числа молодых членов СЦДР до 30 лет).



Члены комиссии:

Ассовская Т.Г,
Немчинский М.И,
Рудина М.С.,
Островский Г.А.,
Соколова Н.И.

 


Доклады, видео с Международной научно-практической конференции "Цирковое образование в начале ХХI века"
Союз цирковых деятелей России 2-3 апреля 2012 года.