Союз Цирковых Деятелей России (СЦДР)
ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Цирковое искусство России в современных условиях».

 

 

ПРОЕКТ

Резолюции  по итогам заседания Союза цирковых деятелей России в рамках научно-практической конференции:

«Цирковое искусство России в современных условиях».

Союз цирковых деятелей России провел обсуждение темы: «Цирковая отрасль России: динамика развития и торможения. Комплекс мер для выхода из кризиса».

На заседании присутствовали: 61 человек; с докладами выступили: Расторгуев С.В., Кузьмин И.Г., Савина В.М., Гаглоев В.Ч., Терещенко Е.И., Агафонова Е.Ф., Чесноков О.Г., Марчевский А.П., Хотим О.Н.,  Сквирский Н.Я.; в прениях  участвовали Воробьев В.Ф., Сарач А.Е., Акишин В.А., Майхровский Е.Б., Корнилова Т.А.; По итогам обсуждения докладов участники конференции  приняли решение  обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением:

    Изменить, как устаревшие, ряд положений «Концепции  циркового дела в      Российской Федерации на период до 2020 года».

1.      Абзац на странице  12, в настоящее время выглядящий так:  «В рамках Российской государственной цирковой компании необходимо создать несколько функциональных блоков. Первый из них должен сосредоточиться на создании художественного продукта (работа с российскими и зарубежными режиссерами, постановка и производство аттракционов, номеров, цирковых программ, создание костюмов, специального инвентаря, приобретение и дрессура животных и т.п.). Блок будет сформирован на базе существующих Центра циркового искусства, Московского художественно-производственного комбината, Питомника экзотических животных, а также государственных цирков, имеющих опыт и возможности ведения постановочной работы (постановочные цирки) при тесном сотрудничестве с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства.

С 2012 по 2015 год этот блок будет функционировать как структурное подразделение Российской государственной цирковой компании. В 2016 году на базе указанного центра будет создано самостоятельное юридическое лицо - Российский центр развития циркового искусства. Это позволит различным цирковым организациям вне зависимости от их форм собственности иметь равный доступ к получению соответствующих квалифицированных услуг по созданию цирковых номеров, спектаклей и аттракционов, что окажет положительное влияние на всю цирковую систему».

Предлагаем  исключить   этот абзац целиком, поскольку подобная реорганизация на современном этапе создаст только негативные предпосылки   в развитие цирковой отрасли страны и может спровоцировать  процессы  распада   цирковой системы России. Если, исходя из принципиальных причин,  исключить  исполнение данного блока невозможно, то тогда предлагаем в качестве компромисса объединить  вышеназванные  организации в одно целое без образования юридического лица, в рамках ФКП «Росгосцирк» и проанализировать в течение 3-5 лет позитивные и негативные стороны функционирования нового подразделения, направленные на выполнение задач, намеченных концепцией.

2.       На той же странице следующий абзац выглядит следующим образом: «Во втором блоке предполагается сосредоточить все функции, связанные с распространением художественного продукта на основе современных принципов организации гастролей, в том числе конкурсного отбора,  как программ, так и прокатных площадок. Цирк может принимать на себя функции продюсера цирковых программ либо вступать в договорные отношения с независимыми продюсерами. При этом каждый цирк должен получить равные возможности доступа к цирковому продукту на конкурентной основе.

      Развитие института циркового продюсерства будет способствовать развитию конкуренции, даст возможность выбирать программы, уровень, качество, цена и жанр которых соответствуют предпочтениям конкретной зрительской аудитории».

     В этом случае, участники конференции считают, что должна быть проделана следующая редакция текста абзаца, которая позволит привести задачи, поставленные Правительством России перед цирковой отраслью к современным  требованиям.

     «На базе ФКП «Росгосцирк»   разработать систему  организации цирковых гастролей для реализации и распространения на конкурсной основе  циркового художественного продукта в виде полноценных программ  и (или) отдельных цирковых номеров, соответствующую современным условиям.

      В конце 2018 года,  проанализировав и обобщив полученный опыт реализации на конкурсной основе цирковых программ и (или) цирковых номеров, провести отраслевую конференцию  для выявления наиболее позитивных форм их реализации и внедрить разработанные механизмы конкурсных процедур в повседневную практику на постоянной законодательной основе».

3.      На странице № 13 «Концепции  циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года» в настоящее время существует следующий текстовой абзац:

        «Отдельным функциональным подразделением в структуре Российской государственной цирковой компании должно стать цирковое артистическое агентство для штатных артистов. При этом по мере развития рыночных механизмов организации циркового дела должны появиться и иные, в том числе независимые артистические агентства, защищающие интересы цирковых артистов и существующие за счет отчислений части доходов от проката программ».

  В настоящее время создание подобного подразделения в структуре Российской государственной цирковой компании нецелесообразно, так как с середины 20-х годов ХХ века в её структуре существует аналог такого агентства под названием «цирковой  конвейер». Все творческие и вспомогательные  работники системы ФКП «Росгосцирк»,  участвующие в художественно-творческом процессе, не только входят в агентство, но и имеют благодаря этому целый комплекс  финансовых, социальных и прочих льгот. Упразднение «циркового конвейера»  приведёт к очень серьёзным проблемам в артистической среде, а также вызовет проблемы и  у работников творческого вспомогательного состава. В первую очередь возникнут трудности с финансовым вознаграждением их труда, с дополнительными выплатами, с выплатами за так называемые «вынужденные простои», социальными льготами, с пенсионными проблемами, начиная от льготного времени выхода на пенсию, до выплаты отчислений в пенсионный фонд. Вне всякого сомнения, творческие работники, вошедшие в независимое цирковое агентство,   будут иметь массу проблем с наградными процедурами, которые существуют для работников цирка и в настоящее время, а уж в рассматриваемом нами случае станут абсолютно непреодолимыми.  В результате участники конференции считают необходимым предложить следующую редакцию данного абзаца:

«Поставить в известность Правительство РФ, что в настоящее время и вплоть до 2020 года нецелесообразно создавать внутри ФКП «Росгосцирк» какие-либо артистические цирковые агентства для штатных артистов, поскольку подобное «агентство» существует «де факто», а нарочитое формальное структурирование творческих работников  вопреки  правилам и традициям, может привести к   ситуации, которая нарушит сложившуюся структуру цирковой компании и нанесёт  вред как самим артистам цирка, так и творческим  процессам  внутри цирковой компании  и вне её на цирковом рынке России.  В тоже время, учитывая процесс развития рыночных механизмов, разрешить артистам ФКП «Росгосцирк» творческое сотрудничество (не в ущерб  основной работе)  с различными независимыми артистическими агентствами и образовательными организациями в области циркового искусства».

4.      Далее на этой же странице идет следующий текст:

 «Таким образом, к 2020 году полномочия Российской государственной цирковой компании ограничатся:

 - выполнением функций работодателя для штатных цирковых артистов в рамках      

   специализированного подразделения;

 - взаимодействием с продюсерами в части организации распространения цирковых

   программ;

- распределением и контролем за использованием средств, выделяемых на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании, гостиниц и общежитий для работников цирковых организаций, а также на приобретение специального оборудования в отношении указанных цирков;

- контролем за обеспечением противопожарной, антитеррористической и технической безопасности зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании;

    - кадровым контролем, подготовкой и назначением директоров, иных категорий   

      административно-управленческого состава Российской государственной цирковой   

      компании».

         Опираясь на изменения, предложенные  участниками конференции, предлагаем следующий вариант данного текста.

«Таким образом, к 2020 году полномочия Российской государственной цирковой компании будут следующими:

           - выполнение функций работодателя для штатных цирковых артистов компании;

   - организация и проведение электронных торгов (ярмарки) для реализации и  

   распространения на конкурсной основе  циркового художественного продукта в

   виде полноценных программ  и (или) отдельных цирковых номеров;

  - взаимодействие с цирковыми продюсерами в части организации в электронном

  виде на конкурсной основе  реализации и распространения цирковых программ

  и (или) отдельных цирковых номеров;

 - распределение и контроль  использования средств, выделяемых на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании, гостиниц и общежитий для работников цирковых организаций, а также на приобретение специального оборудования в отношении указанных цирков;

- контроль  обеспечения противопожарной, антитеррористической и технической безопасности зданий, входящих в имущественный комплекс Российской государственной цирковой компании;

- кадровый контроль, подготовка и назначение директоров, иных категорий административно-управленческого состава Российской государственной цирковой компании».

 

5.      Участники конференции считают своим долгом просить Министерство культуры Российской федерации организовать в рамках Государственного института искусствознания отдел по исследованию проблем циркового искусства. Изучение проблем циркового искусства организовать в разнообразных направлениях:  от  истории и  искусствоведения и до экономических и социологических аспектов. Финансирование научной деятельности с 2015 года предусмотреть отдельной строкой в бюджете института.

6.      Для артистов цирка, досрочно выходящих  на пенсию, организовать обучение для переквалификации и смены профессии. Параллельно обучению организовать для них обязательные курсы по психологической адаптации к новым условиям  жизни и работы.

7.      Ввиду короткого творческого  века артистов  цирка, приравнять их к артистам  балета при представлении к государственным наградам и званиям.

8.      Сформировать при генеральной дирекции ФКП   «Росгосцирк» кадровый резерв для подготовки и обучения Директоров и их Замов. Стажировка на  должность  директора цирка  должна длиться не менее пяти лет и проходить за счет федеральных целевых выплат, направленных на повышение уровня квалификации кадрового резерва.

9.        Разработать Статус и Нормативы содержания постановочных цирков, в первую очередь для тех периодов, когда в постановочном цирке не гастролирует цирковая программа, но  репетируют отдельные цирковые  номера или программы.

 

       Заслушав и обсудив в процессе научно-практической конференции: «Цирковое искусство России в современных условиях», тему «Место циркового искусства в Государственном законе о культуре»  участники конференции пришли к следующим выводам:

   1.  Ранее подготовленные  Союзом цирковых деятелей России  поправки к  

        Проекту о «Государственном законе о культуре»  считать актуальными     

        и внести их в текст закона:

2.      В его первой главе:  «Цель, содержание и принципы государственной культурной политики»  мы можем встретить утверждение, что государственная культурная политика должна строиться на равенстве социальных и территориальных прав граждан в  доступе к культурным ценностям и культурной деятельности.  Между тем в самом документе ни разу не упомянуты проблемы циркового искусства   России, хотя, как известно, на протяжении 90-х годов ХХ  века  была  практически свёрнута  деятельность объединений «Цирк на сцене», цирков шапито и зооцирков,  работающих с государственной поддержкой и обслуживающих население отдалённых или труднодоступных регионов.

3.      Во второй главе: «Стратегические задачи государственной культурной политики»  в абзаце, где говориться о том, какие виды искусства являются культурным наследием России, в списке искусств отсутствует искусство цирка.  Неотъемлемой частью культурного наследия народов России является великая русская литература, музыкальное, театральное, кинематографическое и цирковое наследие, созданная в России уникальная система подготовки творческих кадров. (Редакция предлагаемая СЦДР).

4.      В той же главе, в разделе: «В число задач государственной культурной политики также входят…»  Союз цирковых деятелей России предлагает добавить следующий абзац: «популяризация различных форм отечественной культуры, как  материального, так  и не материального  характера среди широких слоев населения страны в не зависимости от возраста, пола и вероисповедания».

5.      В этой же  главе в третьем разделе,  где речь идёт о возрождении интереса к чтению,   Союз цирковых деятелей считает практически бессмысленным это   предложение до той поры, пока государственная система образования ориентирована на ЕГЭ, и задача школьного педагога сводится не к вырабатыванию устойчивых навыков   чтения у детей, а к обыкновенному «натаскиванию»  их на относительно узкий спектр тестов.

  1. В той же главе, в пятом разделе мы считаем необходимо изменить текст следующим образом:  «Широкое привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях, коллективах и цирковых любительских студиях».
  2. В этой же главе, но несколько ниже, при перечислении организации, которые следует привлечь к работе детьми и молодёжью, почему-то не назван ни один творческий Союз России, несмотря на то, что с давних пор все эти союзы традиционно вовлечены в эту работу.

8.      В 6-й раздел после рассуждений о кино предлагаем вставить  абзац в следующей редакции:

«На протяжении второй половины ХХ века отечественный цирк  выступал в качестве законодателя в своем виде исполнительского мастерства.   К сожалению, достигнутые успехи привели к снижению критического  взгляда на творческие проблемы, зародившиеся в последние 15-20 лет его  развития.  Несмотря на активную поддержку со стороны государства, цирк по-прежнему теряет своих зрителей, уходят традиции, забываются прошлые достижения.   В этой связи необходимо разработать и оказать поддержку, как по сохранению культурного наследия цирка, так и принять все возможные меры для его популяризации с помощью прессы, кинематографа, телевидения, Интернета и т.д.  Современный цирк, как вид искусства, характеризуется  многообразием  форм и возможностей их проявления. Поэтому под патронаж государственной культурной политики, в первую очередь  должны быть взяты те направления циркового искусства,  которые ориентированы на развитие   духовного мира детей и юношества».   

 

Уважаемые коллеги!

Просьба присылать ваши предложения, изменения и замечания по проекту резолюции до 22.09.2014г. на e-mail: cirk-cirk@mail.ru с указанием фамилии, имени, отчества.  

Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года