Click to enlarge 8 марта 2012 г. исполняется 100 лет со дня рождения Раисы Немчинской – легенды советского цирка.

Она 46 лет проработала под цирковым куполом. Она первой и единственной из воздушных гимнасток была удостоена звания Народной артистки Российской Федерации. Она на праздновании 40-летия государственного цирка показала всю свою трюковую работу на трапеции, подвешенной к вертолету, зависшему над московским стадионом «Динамо». Одной из первых она представила класс работы артистов госцирка зарубежом и была названа журналистами «Улановой в воздухе». Она была создательницей новых аппаратов и трюков воздушной гимнастики.

Страсть к гимнастике и сила воли вела Р. Немчинскую по жизни. Дочь полковника царской, а потом и Красной армии, она получила первые гимнастические навыки в спортивном кружке воронежского Дворца труда. В 17 лет началась ее цирковая жизнь. Раечка Ахаткина стала ученицей в групповом номере выдающегося гимнаста Корелли (А.В.Пеш- кова). Но она так и не стала тогда «летающей бабочкой». Падение из-под купола на репетиции поставило, казалось, крест и на ее цирковой карьере, и на сколько-нибудь нормальной жизни. Трещина обеих костей таза и перелом лобковой, оскольчатый перелом локтевого сустава не оставляли надежды. Но новаторская экспериментальная методика врачей клиники Ленинградского травматологического института, ее безудержная целеустремленность и упорные репетиции вернули манеж. Она добилась своего – стала воздушной гимнасткой.

В цирке она нашла и свою любовь, тоже воздушного гимнаста. Уже в 1938 году номер Раисы и Изяслава Немчинских был приглашен в торжественную московскую программу, отмечающую 20-летний юбилей государственного цирка. Их сложнейшая отрывная вольтижная (разумеется, без лонжи) работа на необычном аппарате с подмигивающим профилем Луны, которая меняла цвет, вращалась, разбрасывала брызги фейерверка и опускала гимнастов на манеж, был проникнут такой романтикой, что постоянно отмечался прессой, как «воздушный ноктюрн».

А потом разразилась война. В 29 лет артистка лишилась всего – и мужа, который ушел добровольцем на фронт, и работы. Но уже к декабрю она, разыскав на складе списанный лопинг, создала на нем новый, уже сольный, номер. Номер, наполненный необычными по тем суровым временам романтизмом и поэзией.

Вечная неудовлетворенность достигнутым заставляла Р.Немчинскую постоянно репетировать, искать, изобретать новое, неизвестное в воздушной гимнастике. Она придумывает новые трюки. Сильная гимнастка, она включает в работу такие элементы, которые позволяют выполнить только ее мастерство и дотошность в репетициях. Одно время Немчинская заканчивала работу вращением в одной руке, доводя их до 10, 20 оборотов. Но потом решила, что все трюки должны быть связаны с аппаратом и включила комбинацию выкрутов, вращение в бланше, на широко расставленных руках. Иногда трюки требовали новой аппаратуры, и Немчинская добивалась ее создания. Так появляется воздушная вышка и трамплин, отталкиваясь от которого гимнастка летела через весь цирк, хваталась за висящую на противоположной стороне купола трапецию и, когда та разваливалась, дугой падала до манежа, удерживаемая прикрепленными к ногам штрабатами. Так появился необычный лопинг, который не просто вращался вокруг штамберта, а еще и оборачивался по своей оси. Позже подобным аппаратом, вращающимся одновременно в двух плоскостях, воспользовались для тренировки космонавтов. Однако, во всем и всегда Р.Нем-чинская стремилась оставаться прежде всего гимнасткой – летящей, пластичной, поистине воздушной.

Раиса Немчинская любила цирк. Он был не просто местом ее работы, он был смыслом ее жизни. Ей повезло. Мозговой спазм настиг артистку, когда она, закончив трюковую комбинацию на трапеции, бросала тело в финальном комплементе. Последнее, что она услышала в жизни – были аплодисменты заполнивших днепропетровский цирк зрителей.

М. Немчинский

Из архива Р. Немчинской