Мерденов
Юрий Петрович
Народный артист Российской Федерации
наездник - джигит
75 лет со дня рождения

Он не «родился в опилках», за ним не стояла дина-стия, на его жизненном пути не было высокопоставленных покровителей и, в общем-то, не было выбора
- были призвание и талант... На лошадь Юра Мерденов впервые сел в семь лет, когда приехал на каникулы в станицу под Владикавказом, где жил его дядя. Цепкая
детская память навсегда сохранила картинку: статный казак держит под уздцы красавца коня и зычным призывом отдает команду: «Э-эй, станишники, по коням!».
И тут детское сердечко не выдерживает, начинает учащенно биться от нахлынувшего восторга и страсти... Вот оно - мое, понимает мальчишка. Любовь к лошадям
у Мерденова, что называется, сидела в крови. К тому же он от природы энергичен, подвижен, выразителен, наделен отменными танцевальными и актерскими
способностями.

Но, возможно, мечты так и остались бы мечтами, если бы в жизнь мальчишки не вмешивался Его Величество Случай. Однажды Юра увидел на манеже номер «Джигиты Али-Бек» и на всю жизнь заболел цирком. А в тот момент прославленный артист отечествен-ного манежа Алибек Тузарович Кантемиров
искал для своего выступления джигита и танцора. Случай и Судьба сплелись воедино. И для Юры Мерденова началась совсем другая жизнь - цирковая! А
цирковая жизнь, как известно, -гастроли, гастроли... Сло-вом, нескончаемое путешествие... Если подсчитать, сколько километров проезжает джигит на коне во
время работы номера в манеже, затем умножить на количество выступлений в год, потом приплюсовать репетиции... Одним словом, выходит, что Юрий Мерденов
за свои 55 лет работы в цирке покрыл расстояние в два с половиной экватора. То есть он дважды объехал земной шар на коне. Но прежде чем это случилось,
были... Его университеты В 1951 году пятнадцатилетний Юра дебютировал в аттракционе «Джигиты Али-Бек». Здесь он прошел серьезную профессиональную
школу у патриарха отечественной джигитовки Народного артиста РФ Алибека Тузаровича Кантемирова. Извилистым и трудным оказался путь из учеников в
артисты. Мальчик увлеченно репетировал, осваивая специфическую технику наездничества, акробатику, гимнастику, эквилибр... И, конечно же, джигитовку, став
со временем одним из лучших учеников кантемировской школы, с блеском освоившим мастерство наездника и другие премудрости всех жанров конного искусства.
С первых же шагов на манеже Юрия отличала отточенная техника исполнения трюков, почти графическая вырази-тельность посадки в седле, законченность
движений и высокий артистизм. Сказался также его природный дар исполнителя фольклорных и обрядовых танцев народов Кавказа. Вместе с Ирбеком, сыном
Алибека Кантемирова, был впервые в истории цирка исполнен уникальный трюк - «двойной пролаз» под животом скачущей лошади. А впереди были: «длинный
обрыв», взятие «живого барьера», составленного из партнеров, «пролаз под шею и, не останавливаясь, под живот» мчащегося во весь опор скакуна... В двадцать
четыре года Мерденову было присвоено звание «Заслуженный артист Северной Осетии».

Гадкий утенок на глазах превращался в лебедя. Из подростка-ученика  вырос юноша-профессионал... Влюбленная казачка В конце пятидесятых труппа Мерденовых выступала на манеже Ростовского цирка и, как всегда, имела
шумный успех: цветы, аплодисменты, поклонницы, ожи-дающие артистов у служебного выхода... Через неделю после премьеры Юрий обратил внимание, что
после каждого выступления труппы на арену выходит красивая молодая девушка и, краснея и стесняясь, дарит ему роскошный букет... Так Юрий Мерденов
познакомился со своей суженой. Вскоре он сделал ей предложение, и молодые поженились. Она стала ассистенткой в номере мужа, и семейная пара с тех пор
неразлучна. Таисия Александровна и Юрий Петрович и по сей день продолжают вместе выезжать на гастроли, переезжать из города в город, из страны в страну...
Самостоятельные шаги В 1964-м, уже как признанного специалиста жанра, Мерденова приглашают в азербайджанский коллектив, возглавить работу над созданием
ансамбля «Джигиты Азербайджана». Учитель и патриарх цирковой джигитовки по-отечески напутствовал своего любимца в самостоятельный творческий путь,
давая наказ воспитаннику «высоко держать кантемировскую марку советского цирка». Через год конный ансамбль, созданный Юрием Мерденовым, становится
в ряд с лучшими номерами Союзгосцирка в этом жанре. Номер удостаивается почетного диплома Всесоюзного конкурса артистов цирка. «Джигиты Азербайджана»
с успехом принимают участие в этапных для отечественного цирка спектаклях-пантомимах: «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Знак на скале», «Корчагинцы»
и др. Номер принимал участие в съемках фильмов «Ман-дат», «Именем революции», «Тревога», «Саят-Нова» и др. Гастрольная афиша складывалась для номера,
руководимого Мерденовым, весьма удачно: артисты объездили, что называется, полстраны, не раз выезжали с гастролями за рубеж. Много репетировали,
искали новые, неожиданные повороты в работе. И в этот момент, когда пришел ощутимый и заслуженный успех, Юрий Мерденов решает кардинально изменить
направление поисков. «Кубанские казаки» «Меня всегда привлекала героическая история кубанского казачества, - говорит Юрий Мерденов. - Ратные подвиги
казаков на протяжении войн, которые вела Россия, включая Гражданскую и Великую Отечественную, заслужили яркого образного выражения на цирковом
манеже».

В 1974 году в Краснодарском цирке неутомимый Мерденов создает новый красочный конный ансамбль «Кубанские казаки», отдавая дань уважения
мужеству и отваге, воспевая славные традиции вольного кубанского казачества. Вскоре за эту работу руководитель и исполнители номера удостаиваются
звания лауреатов Всесоюзного конкурса артистов цирка. Номер «Кубанские казаки» выдержан в лучших традициях российской конно-акробатической школы.
Его отличают сложнейший трюковой репертуар, безу-пречное владение обширным арсеналом эффектных трюков джигитовки, артистизм и высокая
исполнительская школа. Композиция насыщена яркими этнографическими и историческими сценами, проникнутыми духом казачьей вольницы, безудержной
удалью и отчаянным бесстрашием. В этой работе Юрий Петрович Мерденов выступил как зрелый мастер жанра и профессионал с большой буквы. Большим
успехом номер пользуется во всех городах нашей страны. С неменьшим успехом «Кубанские казаки» выступают за рубежом, побывав более чем в тридцати
странах мира, всякий раз встречая восторженный отклик зала и признание в среде тонких знатоков и ценителей цирка. В 1975 году Юрий Мерденов удостаивается
Гран-при мэра г.Филадельфии (США) как лучший артист зарубежной программы. В 1989-м становится обладателем Гран-при радио и телевидения Японии. В 1994
году он - обладатель Гран-при международных цирков Италии. Ему вручены награды Ассоциации конников Южной Америки «Золотые шпоры», а также «Крест
генерала Ермолова» от Терского казачества. Юрий Петрович Мерденов - академик Национальной академии циркового искусства и академик Международной
академии духовного единства народов мира. В 1992 году за выдающиеся успехи в развитии цирка Мерденову, кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством»
IV степени, присвоено высокое звание «народный артист России». Особенно памятной была встреча в Ватикане, на которую Папа Римский пригласил советских
артистов. Юрий Мерденов бережно хранит фотографию, где Иоанн Павел пожмет ему руку.

Это было в 1982 году, в самый разгар так называемой холодной войны,
- вспоминает артист. - В те годы Ватикан не принимал никого из официальных государственных лиц, высокопоставленных дипломатов и даже советского посла,
а тут вдруг... артисты цирка. Дело было так. Я был дружен с известной в те годы голливудской актрисой Мойрой Орфей, владелицей самого крупного в Италии
цирка «Мойра Орфей», где она сама работала со слонами. А Мойра, в свою очередь, была коротко знакома с Папой. Во время наших гастролей в Италии она
рассказала понтифику о своих друзьях из России, и он пригласил нас в Ватикан. Что тут началось! Посол СССР в Италии запросил у тогдашнего министра
иностранных дел Громыко разрешение на встречу советских граждан с Папой. Громыко доложил на самый верх - Брежневу. Собрали Политбюро, долго совещались.
Затем детально проинструктировали артистов, что и как отвечать, если Папа вдруг о чем-нибудь спросит... Сама же встреча с понтификом оказалась куда проще.
К нашему удивлению, Папа поприветствовал нас на хоро-шем русском и долго говорил о вкладе циркового искусства в культуру народов мира. На прощание нам
подарили памятные снимки. «Подчиняюсь только одной команде: «По коням!» Очередная награда - «Серебряные лошадки» - завоевана номером «Кубанские
казаки» на Втором всемирном конкурсе циркового искусства в Москве в прошлом году. Джигиты Мерденовы и сегодня, как говорится, в боевом творческом строю.