Click to enlarge К 100-летию Марты Болеславовны КОХ

6 апреля 2012 г. исполняется 100-лет со дня рождения Марты Болеславовны КОХ (1912-1996г.г.)
Российская цирковая артистка, акробатка, гимнастка, эквилибристка, заслуженная артистка РСФСР (1939). Сестра З. Б. и К. Б. Кох. Дочь циркового артиста Б. Ю. Кухаржа-Коха. Вместе с сестрами начала выступать (с 1922) под его руководством как гимнастка на кольцах, затем как акробатка на двойной проволоке. Получила известность после создания аттракционов «Семафор-гигант» (1943, сконструирован Б. Ю. Кухаржем-Кохом) и «Колесо» (1945). В этих номерах изящно, легко и грациозно демонстрировала сложнейшие эквилибристические, акробатические и гимнастические трюки на вращающейся перпендикулярно к арене аппаратуре, помещённой под куполом цирка. Гастролировала за рубежом. Выступала до 1963 г.

Б. Ю. Кох создал для своих дочерей номер так называемой «двойной проволоки» (между двумя пьедесталами натягивались две параллельные проволоки на расстоянии На этих проволоках сестры Кох проделывали ряд труднейших эквилибристических трюков. Они показывали большое мастерство в работе на одной проволоке, а также великолепные акробатические упражнения на двух проволоках. К этому времени Марта Кох определилась как «унтерман»— то есть стала «нижней», а Зоя — «верхней», или, как у нас говорят, «оберманом», то есть выполняла работу верхнего акробата — делала «стойки на руках», на одной руке, на голове и т. п.
Стоя на проволоке, Марта балансировала Зою, которая стояла у нее головой на голове («копфштейн»),— и ко всему этому Марта садилась на проволоку и снова вставала. По-настоящему такой трюк могут оценить только профессионалы, хотя, конечно, и зрители понимали, что это трюки артистов очень высокой квалификации, У них не было легких трюков, как это почти всегда бывает в цирковых номерах, где трюки композиционно размещаются исполнителями по возрастающей прогрессии трудности. Все их трюки были трудными. Следует добавить, что со временем оказалось нарушено еще одно требование цирковой акробатики: Марта — «нижняя»— и по весу и по комплекции не была тяжелее Зои, как это должно быть. Зоя стала немного выше Марты. Это значительно усложнило работу «нижней», особенно девушки с такой некрупной фигурой, как у Марты. Марта Кох вышла замуж за Ивана Папазова, одного из выдающихся мастеров советского цирка. Он мог работать в любом жанре и оказался очень полезным в семье Кох.
Несмотря на то, что семья все расширялась — появились дети, которых нужно растить и воспитывать,— сестры так же систематично продолжали свою тренировку.
И по исполнению это отнюдь не любительская тренировка цирковых артисток, решивших немного заняться балетным станком, а подлинно профессиональный тренаж балерин хорошей квалификации. Это победа системы, выработанной их отцом и освоенной с юных лет,— победа трудолюбия и огромной воли. Сестры Кох — первые артистки советского цирка, получившие звание заслуженных, и награда эта ими действительно заслужена: их творческая жизнь может служить одним из примеров творческой жизни советских цирковых артистов.

Фото из архива семьи Кох