Союз цирковых деятелей России 17 ноября 2015 г. проводит конференцию «Режиссура в цирке - тенденции развития, проблемы и достижения».

Резолюция

ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"Режиссура в цирке - тенденции развития, проблемы и достижения".

Москва. 17 ноября, 2015 г.

Выступали:

1. Мираб Махарадзе - зав. кафедрой МГУКИ.

2. Григорий Островский - заместитель председателя СЦДР.

3. Владимир Кулаков - Засл. артист РФ, цирковой режиссер.

4. Михаил Мамедов - Засл. деятель искусств РФ, член товарищества режиссеров при СТД.

5. Екатерина Жирновская - сотрудник Росгосцирка.

6. Леонид Ситов - член правления СЦДР, цирковой режиссер.

7. Владимир Стихановский - Нар. артист РФ, цирковой режиссер.

8. Андрей Шарнин - Засл. артист РФ, цирковой режиссер по клоунаде.

9. Владимир Бураков - цирковой режиссер.

10. Ян Польди - Засл. артист РФ, цирковой режиссер.

11. Валерий Акишин - член правления СЦДР, цирковой режиссер.

В ходе конференции обсуждались наиболее значимые вопросы и проблемы, связанные с режиссурой цирковых произведений. В заключительной части конференции было принято решение проинформировать руководство РОСГОСЦИРКа и Министерства Культуры о ситуации сложившейся в этой сложной и достаточно редкой профессии.

Темы, предложенные для обсуждения на конференции, затронули широкую палитру вопросов цирковой режиссуры. На конференции прозвучали доклады: Режиссура цирка (Генезис, специфика, эстетические принципы). Современные тенденции цирковой режиссуры в мировой практике. Режиссура цирка на современном этапе - особенности, проблемы и перспективы.

Основную часть наиболее значимых вопросов условно можно разделить на два блока:

1. Вопросы образования и становления режиссеров цирка (обучение, практика, дебютные работы).

2. Проблемы, стоящие перед режиссерами цирка на современном этапе (Методы работы, творческая стратегия, востребованность).

При обсуждении вопросов образования выступающие отмечали, что ежегодные выпуски профильных вузов, обеспечивают постоянный приток дипломированных специалистов в области режиссуры цирка в цирковую отрасль России. С сожалением было отмечено отсутствие открытых вакансий практически во всех предприятиях, работающих в сфере циркового искусства, куда бы смогли оформиться выпускники. Отсутствие традиций наставничества не позволяет молодым режиссерам пройти практику рядом с опытным режиссером, как это было в недалеком прошлом. РОСГОСЦИРК как системообразующяя организация цирковой отрасли, отстранилась от решения вопроса о становлении режиссерских кадров.

Также в ходе обсуждения поднимался вопрос о неудовлетворительном качестве образования цирковых режиссеров, базирующемся на устаревших методиках второй половины прошлого века. Отмечалось, что закрепление кафедры Режиссуры цирка на Режиссерском факультете РАТИ (ГИТИСа) в сегодняшних условиях не обеспечивают того количества навыков, которое необходимо для работы режиссера зрелищных видов искусств. Были предложены варианты расширения палитры предметов преподающихся на кафедре путем добавления дисциплин направленных на освоение пластических, музыкальных и хореографических составляющих структуры художественного образа.

Наибольший отклик собравшихся вызвало выступление, посвященное актуальным проблемам режиссеров цирка в настоящее время. Было отмечено катастрофическое положение режиссеров цирка, возникшее после того, как из Центра Циркового Искусства 24 июня 2015г. был уволен весь режиссерский состав. Люди, посвятившие цирку большую часть жизни, были отправлены на улицу. Было объявлено, что РОСГОСЦИРК переходит на договорную основу сотрудничества с режиссерами. Участники конференции отметили, что до настоящего времени ни с одним из уволенных режиссеров не был заключен контракт. Режиссеры, присутствующие на конференции, сошлись во мнении, что основная доля ответственности за сложившеюся ситуацию лежит на руководстве РОСГОСЦИРКа, как организации уставной задачей которой является сохранение и дальнейшее развитие Российского Циркового Искусства. Было отмечено, что режиссурой цирка в масштабах компании, по сути, занимается один человек, сумевший за три с половиной месяца конца 2014 года, судя по документам, выпустить 5 тематических цирковых спектаклей, являясь по совместительству – композитором, балетмейстером и художником, причем один из них, повторно выпущен в текущем году и впереди у этого режиссера ещё три новых постановки. Вообще в 2015 году число режиссеров задействованных в новых постановках РОСГОСЦИРКа сократилось до трёх человек.

Однако главная проблема не в этом, она в том, что после тотального увольнения режиссеров из ЦЦИ, независимо от степени их одаренности, в РОСГОСЦИРКе не осталось носителей знания о технологии творческого процесса. Не осталось в системе людей, которые знают путь от «Творческого замысла» к его воплощению в готовом цирковом номере или спектакле. Скоро уже никто не вспомнит, как на Режиссерской коллегии обсуждались режиссерские идеи, как они дорабатывались с учетом пожеланий коллег. Как вновь бывали, заслушаны на коллегии и после этого утверждались, как делались эскизы, составлялась смета, и на Художественном совете утверждался план творческих работ… Как утверждалась смета, определялись сроки, и лишь после этого начиналась работа. Они ещё есть, люди, которые помнят, но они никому не нужны.

Помимо вышеназванного, в рамках конференции обсуждался вопрос творческого контроля над качеством работающих программ. Раньше эту роль выполняли главные режиссеры цирков, сегодня же эти функции переданы прокатчикам или руководителям коллективов, которые, как правило, не являются действующими цирковыми режиссерами и не в состоянии грамотно поддерживать высокий уровень исполнительского мастерства.

Подобное положение дел не может не вызывать опасения у творческих работников, членов Союза Цирковых Деятелей России, а также гостей конференции. Именно этим обусловлено возникновение данного документа, в котором режиссерское сообщество пытается донести беды и чаянья цирковой режиссуры. Призвав руководство РОСГОСЦИРКа обратить более пристальное внимание на проблемы стоящие перед представителями этой сложной и нелегкой профессии. А также отметить необходимость возрождения в рамках компании творческих «институтов», таких как «Режиссерская коллегия» и «Художественный совет» в его классическом виде (не только для оценки качества работающих программ, но и для обсуждения и утверждения плана творческих мероприятий на следующий год). Пожелать большей прозрачности в принятии творческих решений, которые сегодня зависят от вкуса, эстетических пристрастий, личного отношения и, не в последнюю очередь, настроения одного человека ответственного за творческую составляющую головного предприятия отрасли.

 

Союз Цирковых Деятелей России (СЦДР)

Москва, ул. Ефремова дом 12, стр. 2

17 ноября, 2015 г.

 



Справки по телефону: 8 (495)-679-84-59