Посмотрите: она по канату идет…

«Цирк - зона особого риска, недаром во время представления зрителям перемещаться по залу запрещено: на успешность выполнения трюка или элемента может повлиять малейшая случайность. Но об этом совершенно забываешь, когда на манеж выходят канатоходцы Медниковы. Их прима - легенда советского и российского цирка, Фатима Гаджикурбанова - так бесстрашно и грациозно скользит по этой тонкой веревочке на головокружительной высоте, что кажется, нет ничего проще. И с каждым новым проходом артистов понимаешь, что действительно, предыдущий был не самый сложный. Но вскоре забываешь и об этом, а просто наслаждаешься красотой и отлаженностью действий канатоходцев.»



- Этот номер 96-го года, я вновь поставила его в память о моем муже Александре Медникове, с которым мы изначально его и делали, - рассказывает Фатима Гаджикурбанова. - Артист небывалого дарования, но это я понимаю только сейчас, когда повторяю номер с новым составом исполнителей, а тогда казалось, что все так и должно было быть.

С мужем Александром Фатима познакомилась уже будучи артисткой Союзгосцирка, именно с ним началась ее самостоятельная работа без руководства отца. А до этого ее гастрольная жизнь протекала в семейной программе, где все семь сестер, а она предпоследняя по рождению, были отменными канатоходцами.

- Нас всех на канат поставил папа, - рассказывает она. - Он дагестанец, уехал из родного аула в пятилетнем возрасте с бродячими артистами. В 20-е годы время было голодное, у матери было десять детей, отец их погиб. Отпустила его на вольные хлеба, а артисты, видимо, разглядели в нем способности, и пригрели. К 16 годам его отметили в Киеве и пригласили официально работать артистом цирка. Цирк для него стал домом на всю жизнь, и, соответственно, нашим тоже.

И с будущей женой он познакомился в манеже. На представлении в Баку он увидел прекрасную персиянку, влюбился и сразу сделал ей предложение. По месту рождения их семи дочек, можно построить линию гастрольных турне цирка: Омск, Ижевск, Киев, Тбилиси, Симферополь, Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара). Жизнь простой не была: многодетной семье жилья во время гастролей не давали - то в красном уголке приютят, то в комнате вожатых.

Репетировать Фатима начала в 5 лет. Подражая известной в то время артистке цирка Галине Тарбеевой, которая выступала в красивом костюме лебедя, стала упорно тянуться и гнуться, мечтая о таком наряде.

- Мне вообще все давалось легко. И учеба в школе, хотя дольше месяца мы ни в одной не учились - переезжали из города в город на гастроли, и общение друзьями, я всегда была заводилой и легко адаптировалась в новой компании, и, конечно, репетиции. Видела, что другим детям в цирке давались некоторые элементы гораздо сложнее, они могли месяцами учить то, что у меня получалось с первого раза.

После окончания четвертого класса перед Фатимой, равно как и ее сестрами, стала проблема: развод родителей. Мама изможденная постоянными гастролями осталась жить в московской квартире, папа продолжил свою цирковую деятельность и поездки.

- Мы не столько выбрали жизнь с папой, сколько тренировки и работу в цирке. Другого жизненного пути мы и не знали. Заботу о нас он полностью взял на себя - варил борщи, заплетал косы, тренировал, воспитывал. А мы жили своей детской жизнью, играли, репетировали, радовались красивым костюмам и аплодисментам.

С 12 лет Фатиму Гаджикурбанову официально зачислили в артисты цирка. Номера с участием сестер были уникальны и пользовались феноменальным успехом. Но к 18 годам Фатиме стало ясно, что цирк меняется и пора сменить и тему их выступлений: национальные костюмы поменять на сверкающие грации, лезгинку - на музыку современных ритмов. Нужна была новая и свежая композиция. Сестры обратились с этим к отцу, но он менять что-либо в программе категорически отказался. Тогда сестры решили создать свой номер.

- Папа уступил лишь тогда, когда старшая сестра вышла замуж, а я представила ему Сашу, своего будущего мужа, - вспоминает артистка. - Мы познакомились с ним в цирке, он был акробатом другой программы. Папа успокоился и стал нам активно помогать в создании номера.

«Леки» получился уникальный номер: участвовали четыре сестры и мужья двоих из них. Понимая друг друга по движению плеч и развороту головы, доверяя как самим себе, они выполняли такие трюки, на которые и сегодня смотришь с восхищением. Повторения им нет и не было. Сохранились свидетельства уникальных выступлений в сценах чешского фильма о цирке «Соло для слона с оркестром». Но многочисленной семьей работать сложно: все горячие, никто своих эмоций не сдерживал и после 5 лет совместных выступлений, коллектив распался.

Фатима с мужем и младшей сестрой, работая в цирке на Цветном Бульваре, создали свой номер. Молодые и смелые, новые композиции они нагружали все более сложными трюками, объездили всю Европу, трижды побывали в Японии. Но на одном из представлений в Алма-Ате, неожиданно провис канат, и Саша не удержался. Его падение произвело такое впечатление на Изольду, младшую сестру Фатимы, уже падавшую в детстве, что у нее появился панический страх высоты. И работать в номере она больше не смогла. Создав свой номер, стала выступать самостоятельно с обручами.

А Саша оправился после падения и вновь поднялся на канат. Теперь в их тройке появился новый партнер - Игорь. Создали новый номер и с ним поехали по контракту в США. И тут случилась беда. Успешно выступая на канате, совершая головокружительные и неповторимы трюки, Саша вдруг упал с домашней лестницы. А причиной стала полная остановка сердца.

Фатима Гаджикурбанова оказалась в чужой стране, без дома и родных, почти без знания языка и с неизлечимо больным мужем. Саша впал в кому и находился в ней 13 лет 1 месяц и 3 дня. В это время Фатиме пришлось оставить цирк, зарабатывать деньги, где возможно, и ухаживать за ним. Начала она с мытья полов в церковных зданиях. С освоением языка сумела получить получше оплачиваемую работу консультанта в компании Эстер Лаудер.

- Помню там первый новый год: как в кино было - музыка играет, люди идут с подарками, а у меня катятся слезы. Потому что кроме как в больницу к безнадежно больному мужу, а врачи сразу сказали, что шансов на выздоровление нет, идти некуда. Но я ждала и ухаживала за ним. И это чудо, что он столько лет прожил. Я знаю, что он чувствовал мою заботу, и слышал меня. И я не опускала руки и верила, и жила надеждой.

По возвращению в Россию, сразу после смерти мужа, Фатима решила воссоздать тот номер, с которым они выступали до его болезни, поэтому вновь созданный коллектив имеет название «Канатоходцы Медниковы».

- Мне говорили, зачем тебе надо в таком возрасте на канат лезть? Сиди на барьере и руководи. Но все эти годы я жила мыслью о возвращении в цирк. Он мой дом, моя судьба, моя любимая работа. И я похудела, и форму набрала и поднялась на канат.

В первый раз, по словам Фатимы, от волнения даже давление подскочило, и пульс как бешенный застучал. Пришлось за кулисами в тихую валерьяночку пить. Но на следующий день уже чувствовала себя, как и раньше - спокойно и уверенно.

Подготовка к номеру идет уже более трех лет, и только несколько месяцев назад удалось восстановить почти все трюки прошлых лет. Партнеры Фатимы - два акробата, которых она обучила ходьбе по канату фактически с нуля. Один из канатоходцев - Константин - стал ее новым мужем.

Сама Фатима в этом году отметила свой пятидесятилетний юбилей работы в цирке. Сейчас она не только канатоходец, но и художественный руководитель программы Юрия Мерденова «Кубанские казаки».

- Женщинам я хочу пожелать здоровья, личного счастья и стимула в жизни. Чтобы в сложные жизненные моменты, а они бывают у каждого, руки не опускали. Ведь завтра вновь выглянет солнце. Пусть оглянутся вокруг и поймут, на сколько они счастливы. Затем встряхнутся, поднимут голову и пойдут вперед с блестящими глазами.

 

На канате Фатима. ("Новогодний аттракцион" 1982)

 

Кадры из фильма "Соло для слона с оркестром"

 

Канатоходы Медниковы 2016