Максим Евстифеев.

Человек, который СМОГ...

Ему было двадцать лет. Он закрылся в комнате и попытался сделать стойку на одной руке. Не получалось. Невозможно, слишком тяжело. Он пробовал снова и снова. Десять, двадцать, сто раз подряд. Пробовал до тех пор, пока стойка не удалась.
- Ты СМОЖЕШЬ, — сказал ему друг Сандро Дадеш.
И Лев Осинский, действительно, смог. Он поймал ощущение баланса и удержался на одной руке. Это была не первая победа молодого парня. Не первая и не последняя. Но одна из самых важных в его жизни.

Эквилибрист Лев Осинский вернулся с Великой Отечественной войны без левой руки…
До войны он выступал в цирке Волжанских с номером «Люди-лягушки», и считался уже не только подающим, но и оправдывающим надежды артистом. Настоящим – «цирковым».
Лев родился в 1924 году. В тринадцать лет он и его младшим брат попали в детдом. Выбора не было. Сначала репрессировали любимого отца, потом самую лучшую на свете маму. В детдоме Лева переплыл Урал. Должен быть доказать «старичкам» — детдомовцам, что он — парень, не «тряпка». Вода была жутко холодная, но Лева СУМЕЛ. Хотя, наверное, в тот раз ему и немного повезло. С тех пор Лева получил кличку «Чапай».
Когда пареньку исполнилось четырнадцать, он пошел учеником к силовому гимнасту Дойнову, а потом попал в знаменитую цирковую труппу Волжанских. Здесь он нашел второй дом. Впрочем, на тот момент – первый…
Повестку Лев получил не сразу. В начале войны был слишком молод для сражений, хотя рвался на фронт изо всех душевных сил. Работал для фронта, для победы на своем «поле боя» — цирковом манеже.
А затем – артиллерийская школа в Коломне, первый бой, первой ранение и побег из госпиталя – снова на фронт!
Лев Александрович бился в легендарном сражении под Прохоровкой. В этом бою он получил тяжелое ранение и потерял руку. Будучи в сознании после оглушительного взрыва, он перекусил зубами телеграфный провод и перетянул руку, чтобы остановить кровь. А потом, шаг за шагом, побрел в санчасть. Дошел. СМОГ.

Боец без руки – не боец.
Льва Александровича комиссовали. Пока ехал в Москву, раздумывал, чем же ему теперь заниматься. В двадцать лет! Папа учил его играть на гитаре и трубе, Лев хорошо рисовал, так что…
Нет – только цирк. Никак иначе. Невозможно потерять цирковой воздух, неповторимый аромат, восторг и радость от выхода на манеж!
И вот тут происходит знаменательная встреча с Сандро Дадешом, цирковым без обеих конечностей. Сандро родился без рук, и сумел найти свое место в жизни. Он же и сказал Льву: «Сможешь!».
Я не знаю, что почувствовал и о чем подумал выдающийся артист Владимир Александрович Волжанский спустя несколько дней, когда увидел, как Лев Осинский бьет обрубком руки в стену. Мне кажется, что у Волжанского не было слов. Зато они нашлись у Осинского.
- Надо набить мозоль, чтобы рана не кровоточила, — объяснил Лев.

Точка.
Спустя пару лет Осинский придумал свой номер. Спроектировал странный аппарат: трость, что выдвигалась вверх на два с половиной метра.
Лев Осинский создал потрясающий номер. Изысканная эквилибристика, грациозность, техническая сложность элементов, изящество и музыкальность артиста восхищали публику – и не только на цирковых аренах Советского Союза. Артист получил золотую медаль Первого Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве.
Председатель жюри, замечательный воздушный гимнаст Добрич рукоплескал Осинскому и говорил, что за семьдесят лет работы в цирке он не видел настолько оригинального и изящного номер.
А когда Добрич узнал, что у Осинского нет руки, он заплакал: «Это не слыхано! Великий акробат, герой войны – без руки? Это подвиг!».
Галина Уланова однажды назвала выступление Осинского «балетом на руках». Она не знала, что у Льва Александровича одна рука.
Сам Осинский это скрывал. Никто из зрителей не должен был этого знать.
Говорят, что Лев Александрович создал новое направление в жанре воздушного эквилибра. Он постоянно усложнял трюки и довел их до такого технического и артистического мастерства, что даже сегодня артисты не
могут превзойти эквилибр Осинского.
Лев Александрович служил цирку сорок лет. О нем написана книга «Пассажир без билета». О нем сняты фильмы – «Эквилибрист» и «Человек в зеленой перчатке». О нем говорили «Маресьев цирка», неоднократно называли героем.
А сам Лев Александрович, когда слышал дифирамбы, отвечал: «Обыкновенная жизнь, не героическая. У кого-то она гораздо более трудная, чем у меня».
Дочь Льва Осинского – Марина Осинская – тоже цирковая, народная артистка России. Служит в цирке и его внучка Катя. Кем станет правнук Андрей? Наверное, тем, кто СМОЖЕТ. Как прадед.

=========

Из цирковой энциклопедии:

 ОСИНСКИЙ Лев Александрович (р. 9. 7.1924) — эквилибрист. Засл. арт. РСФСР (1966). В 1938 начал работать на эстраде (партнер атлета И. Дойнова в номере "Крафт-акробаты"). На манеже с 1940 (групповой номер под рук. В. Волжанского; один из исполнителей "Танца лягушек" в пост. "Лесная идиллия"). В 1942 — 43 О. находился на фронте, где потерял руку. Любовь к цирку, воля и настойчивость помогли О. преодолеть последствия травмы и вернуться на арену; с 1944 — снова в группе под рук. Волжанского. С 1950 О. работает самостоятельно. Создал номер "Эквилибр на "одной руке", построенный на плавной муз. -ритмичной, смене акробатических, скульптурно-пластич. поз и движений; номер демонстрируется на небольшой вращающейся площадке высотой 1,8 м и на выдвигающемся стержне выс. 2,5 м (аппарат конструкции О.). Лауреат 1-го Междунар. фестиваля циркового иск-ва в Варшаве. Участвовал в гастролях за рубежом (Польша, Греция, Югославия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Япония, Болгария, Румыния, ГДР и др.). В цирке работает его дочь — Марина Львовна О. (р. 3.4. 1956) — эквилибристка на наклонном канате.

 Лит.: Лев Осинский, "Сов. цирк", 1960, № 2, с. 13; Станишевский Ю., Хореография в цирке, там же, 1962, № 3, с. 6, Коган М., Предисловие к кн.: Бауман Н., Эквилибристика, М., 1963; Аронов А., Пассажир без билета, М., 1968.